Татьяна Николаевна Комкова

педагог-психолог

ГБПОУ Областной многопрофильный техникум

 

Психолого-социальная адаптация обучающихся и студентов как важнейший фактор по созданию безопасной среды

Из опыта работы по реализации проекта «Здоровье – путь к успеху»

Создание психологически безопасной образовательной среды предполагает решение одной из важных  задач -повышение   социально-психологическая адаптации подростков в образовательном процессе. Данное направление  разрабатывается коллективом нашего образовательного учреждение (далее учреждения) .

Большое количество  информации  о направлениях молодежных субкультур, связанных с употреблением ПАВ, отсутствие реальной программы досуга, неблагополучные семьи, низкий имущественный уровень- вот неполный перечень   достаточно веских причин, неблагоприятно отражающихся на воспитании и социальном благополучии детей и подростков.

Представление о правильном, социально безопасном поведении становится неотъемлемым элементом социальной мотивации, признаком функциональной грамотности человека современного мира. Исследования социальных факторов  приводят к решению более общей задачи – формирование и развитие личностного потенциала подростка как условие для самосохранения и развития. Для эффективного решения этой задачи требуется  психолого-социальное обучение и воспитание детей и подростков, создание для них положительных жизненных перспектив. Решая задачу по повышению психолого-социальной адаптации обучающихся и студентов, наш педагогический коллектив  тем самым создает условия для сохранения психологической безопасности образовательной среды.

Одной из причин для формирования социально безопасного  поведения  обучающихся и студентов является нарушение внутрисемейных отношений. Поэтому при выборе средств по повышению их психолого-социальной адаптации,  необходимо учесть все факторы, а к процессу профилактических мероприятий активно привлекать родителей.

В нашем учреждении проводится комплексное исследование, которое включает в себя:

1. Изучение приоритетных направлений развития учреждения.

2. Изучение психологической безопасности образовательной среды

3. Анкетирование родителей с целью изучения социального заказа и требований.

Анкетирование родителей с целью изучения социального заказа и требований, предъявляемых родителями при выборе образовательного учреждения, показало, что приоритетными направлениями деятельности учреждения стали формирование здорового образа жизни, интеллектуальное развитие личности, воспитание социально безопасного поведения.

Показатели приоритетных направлений по результатам анкетирования родителей 

Как видно из представленной диаграммы, приоритет родители обучающихся отдают  формированию здорового образа жизни (72%), а развитию интеллектуальных способностей (57%), воспитанию социально безопасного поведения (56%), возможности реализации творческого потенциала (55%) отдается примерно одинаковое предпочтение.

 

Проведенные исследования обозначили предпосылки для создания модели  образовательной среды, где формируются условия для  воспитания принципов социальной грамотности обучающихся и студентов, для повышения их психолого-социальной адаптации.

Создаваемая нами модель  делает акцент на формирование  необходимых жизненных навыков. Эффективность нашей деятельности состоит в обучении:

1.      адаптивному стилю жизни;

2.      умению принимать решение;  

3.      критическому мышлению;

4.      навыкам общения;

5.      навыкам решения конфликтов мирным путем;

Нами было отмечено, что некоторые обучающиеся, когда они подвергаются многим факторам риска, не совершают асоциальных поступков. Их  удерживает от  этого целый ряд защитных факторов:

1.      Внутренний самоконтроль;

2.      Чувство юмора;

3.      Целеустремленность;

4.      Важность взаимодействий со взрослым человеком, помимо родителей;

5.      Привязанность к законам и нормам общества, семейным стандартам;

Большое значение в создании положительных жизненных перспектив подростков имеет система профессиональной ориентации.

Мы представляем нашу модель, ориентированную на создание психологически безопасной среды в образовательном учреждении, основанную на  повышении психолого-социальной адаптации обучающихся и студентов, формировании основ здорового образа жизни . Для воплощения этой модели мы разработали проект .Тема нашего проекта «Здоровье – путь к успеху».

Цель проекта:

Повышение психолого-социальной адаптации обучающихся и студентов.

Задачи проекта:

- Внедрение системы профилактики девиантного поведения и употребления ПАВ.

- Внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике психолого-педагогического партнерства.

-Создание среды здорового образа жизни.

- Формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения обучающихся и студентов.

- Выработка коммуникативных навыков.

- Повышение уровня психологической компетентности участников общеобразовательного процесса.

- Привлечение системы кружковой, внеурочной работы к формированию физического, психологического и социального здоровья подростков.

Ожидаемые результаты:

- Реализация творческих и профессиональных возможностей в процессе коммуникативной деятельности.

- Обеспечение благоприятного психологического климата в образовательной среде.

- Укрепление  физического и психологического здоровья обучающихся и студентов.

Практическая деятельность по реализации нашего проекта «Здоровье – путь к успеху» включает в себя несколько блоков.  

Блок

Направление

Содержание

Первый блок

Планово-прогностический

Планирование деятельности с учётом генеральной линии, итоговых выводов.

Второй блок

Информационно-аналитический

Все виды диагностический мероприятий

Третий блок

Организационно-исполнительный

Подготовка, организация, и проведение запланированных  мероприятий

Четвёртый блок

Контрольно-оценочный

Количественная и качественная обработка диагностического материала, сравнительный анализ, выводы.

 

Основными направлениями работы являются: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая профилактика, социально-психологическое обучение,  а также просвещение всех участников образовательного процесса.

В ходе реализации проекта «Здоровье – путь к успеху» нами проводится  комплекс запланированных мероприятий по каждому из направлений.

В рамках работы по  информационно-аналитическому направлению проводится  мониторинг психологического здоровья обучающихся и студентов, уровня тревожности, особенностей внутригрупповых отношений.

Для получения социально-психологической информации о подростках используются опросные методики, диагностика по определению характерологических особенностей личности (Леонгард ).

Например, абсолютное большинство  обучающихся 1 курса по результатам диагностики, проведённой  в 2017 году,  считало необходимым для себя придерживаться принципов здорового образа жизни (80%). Частичное соблюдение принципов ЗОЖ  выбрали 20 % обучающихся. Основными составляющими «здорового образа жизни» является осмысленность жизни (45%) и занятие спортом (40%). Относительно мало значимы: употребление алкоголя и курение (15%). При этом представления девочек и мальчиков практически не различаются.

Исследование тревожности показало, что повышенный уровень тревожности (23%) у ребят   возникает  в виде страха  не соответствовать ожиданиям окружающих,у них наблюдается ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей.

Исследование состояния психологической среды в учреждении  выявило, что наиболее конфликтной зоной у обучающихся (10%) является отношение со сверстниками. Отношение с родителями и преподавателями подавляющее большинство ребята расценивают как нейтральные.

Исходя из результатов исследования, большое значение в организации работы необходимо  обратить на коммуникативный и личностный аспекты, развитие социальных функций взрослого человека.

Поэтому  важнейшее значение в работе по проекту уделялось социально-психологическому обучению. Смысл этого обучения раскрывается при условии включенности в общую значимую деятельность, осуществляя котору, подростки преследуют определенные цели, совместно выполняют действия.

При реализации этого направления использовались такие активные методы как тренинги,  акции, коммуникативные игры и т.д. Эти методы обеспечили не только внутреннее проживание участниками заданной темы, но предполагали  их внешние действия. Они не только побуждают участников к самовыражению, создают условия для этого, но и позволяют реализовать его в комфортных для каждого участника формах и содержании.

В рамках проводимых мероприятий происходило совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками. К таким мероприятиям относятся  занятия по профилактике состояния тревожности, тренинг, проводимый с целью с  профилактики первичной компьютерной зависимости, тренинг групповой сплоченности и совершенствования  коммуникативных навыков, тренинг профессионального самоопределения, тренинг  формирования навыков решения конфликтов мирным путем.

Одним из важнейших направлений работы является просветительское направление. Оно включает в себя:

·                     пропаганду здорового образа жизни;

·                     организацию и проведение внеурочных тематических мероприятий;

·                     проведение лекций и бесед по проблемам формирования здорового образа жизни.

Образование жизненно важных навыков предполагает активное участие подростков в динамическом процессе.

В техникуме  проводятся акции «Мы выбираем жизнь», на которых обучающиеся   готовят  необходимую информацию,  организуют группы докладчиков, создают презентации, активно участвуют в конкурсе социальной рекламы «Я вне зависимости», «Я выбираю здоровье».?

Подростки сочиняют истории о ребятах,  попавших в сложную жизненную ситуацию, и предлагают варианты выхода из нее. Истории  представляются в виде комиксов или книжек.

При отработке практических навыков в нашем проекте широко используется интеграция межпредметных связей, а именно занятия  на уроках биологии и химии по темам «Влияние алкоголя и табакокурения на здоровье человека», «Мы то-что мы едим» ,видеоуроки, с использованием социальной рекламы. Знания, полученные на таких  уроках, позволяют обратить внимание на необходимость вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек.

В рамках работы по профилактическому направлению  проводятся мероприятия, способствующие повышению социально-психологической компетенции участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности. В работе  используются информационные методы. Информация размещается на отдельном стенде. Информация предоставляется, исходя из статистики обращений и психотравматичности ситуации. Нами были рассмотрены следующие темы:

- «Рекомендации родителям гиперактивных подростков»;

- «Личная неуспешность»;

- «Конфликты с преподавателями»;

- «Как предупредить страхи»;

-« Компьютер: все за и против»;

- «Что такое лень и астенический синдром»;

- «ПАВ и подросток»;

Повышение психологической грамотности педагогического коллектива и родителей обучающихся проходит в рамках педагогических советов, МК, круглых столов, родительских собраний. То есть используется весь спектр имеющихся ресурсов учреждения. Нами освещены следующие темы:

- Профилактика профессионального выгорания среди педагогов

-Технологии эффективного взаимодействия с обучающимися и успешного влияния на них

-Промежуточная оценка эффективности педагогической и психологической коррекции

-Психологические критерии при составлении психолого-педагогической характеристики обучающихся

Для совершенствования обратной связи активно применяются ИКТ: родители, обучающиеся, преподаватели и мастера могут получить интерактивную консультацию психолога по волнующим их вопросам по электронной почте. Но нашей психологической службой отдается предпочтение индивидуальному консультированию всех участников образовательного процесса.

На сайте техникума представляется серия фоторепортажей о проведении тематических тренингов, акций, игр.

В учреждении работает интерактивная доска «Мне нужна помощь».

Эффективность  деятельности  проекта определяется  на основании систематической диагностики. Социальное здоровье при этом выступает критерием интегрированного действия психологической службы и педагогического коллектива.

Подводя итоги проделанной  работы за короткий период с 2017 по 2018 год можно сделать вывод об эффективности и продуктивности деятельности  психолого-социальной службы учреждения по повышению психолого-социальной адаптации подростков.

Динамика результатов обработки опросника  для определения конфликтных зон у обучающихся показывает, что на 10% повысились показатели дружеских отношений со сверстниками, на  5% повысились показатели дружеских отношений с родителями и преподавателями и мастерами. Уровень тревожности обучающихся понизился на 10%

Можно перечислить в виде огромного списка факторы, оказывающие  негативное влияние  на становление личности подростка. Нашей задачей является – в ходе экспериментальной работы понять, каким воздействиям подвергается подросток в этих условиях, какие ситуации становятся риском и как помочь  ему найти оптимальные и безопасные способы их преодоления.